КГУ «Основная средняя школа села Воробьевка»
Краткосрочный (поурочный) план по русскому языку
Вспоминай. Повторяй.
(тема урока)
Раздел: |
В здоровом теле – здоровый дух! |
|
ФИО педагога |
Шевченко Т.С |
|
Дата: |
06.02.2023 |
|
Класс: 2 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
Тема урока |
Вспоминай. Повторяй. |
|
2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов. 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. 2.3.7.9 писать имена собственные с большой буквы. 2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении. |
||
Цели урока |
Проверить уровень усвоения пройденного материала по изученной теме |
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
Начало урока 0-3 мин |
Создание положительного эмоционального настроя. А) слово приветствия: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите у нас гости. Прежде чем начать урок давайте создадим себе и гостям хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи. -Итак. русский язык, друзья! На вас надеюсь Я. Мы хороший дружный класс, Все получиться у нас. б)Психологический настрой. Пожмите соседу руку, улыбнитесь друг другу Пожелайте хорошего настроения. -В природе есть солнце, оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет , но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
|
Приветствуют учителя , гостей
Пожимают друг другу руки , желают хорошего настроения |
|
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1735
презентация |
Середина урока 4-40 мин |
1.Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. 1. запись в тетради: число. Классная работа -А сейчас внимание Необычное задание Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. Чтоб проверить у всех старание У нас минутка чистописания - посмотрите пожалуйста по сторонам, соберите пословицу из слов. Как вы понимаете ее смысл? Повторение-мать учения.(запишите)
Всему название дано и зверю и предмету, -О какой части речи это стихотворение? А теперь давайте попытаемся сформулировать тему и цели нашего урока. (Повторение имени существительного.) Сегодня на уроке мы с вами изготовим схему- опору об имени существительном, чтобы в любой момент ,если вы что нибудь забудете могли вспомнить. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие на облаках к солнышку с красивым названием ИМЯ СУЩЕСТВИЕЛЬНОЕ что такое ? Давайте убедимся все друзья, что нам без существительных нельзя! 2.Обобщение и систематизация знаний А) словарная работа Отгадывают загаадки 1. Любит прыгать и летать, 2. Комочек пуха, 3.Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом(карандаш) 4 Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка(капуста) 5.Летом ходит без дороги между сосен и берёз, от мороза прячет нос (медведь) 6.Кто на нашей грядке Вырос для загадки? Сочный, да крупный, Вон какой круглый. Летом зеленеет, К осени краснеет(помидор) -Прочитайте все слова , что они обозначают?(предметы) на какие вопросы отвечают? Кто? что?) Так что такое имя существительное? появляется солнышко с первым лучиком кто? что? Возьмите заготовку солнышка и приклейте к нему первые лучики Б) признаки имен существительных -На какие две группы можно разделить эти слова? Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями) Какие существительные относим к одушевлённым? К неодушевлённым? Запишите слова в 2 столбика. Проверьте по шаблону.(на слайде) Наклейте лучики к своему солнышку в) Собственные и нарицательные И опять нужно внимание - Очень важное задание. Прочитайте предложение, Примите важное решение. Посмотрите, что и как, Что–то здесь, друзья, не так. Работа в паре П Карточка. задание : прочитать, исправить ошибки Домик для скворцов смастерил алёша скворцов. Наш шарик поймал воздушный шарик. -Какие имена существительные относятся к собственным?(имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.)Все остальные имена существительные относятся к нарицательным. (лучик) ФИЗМИНУТКА (МУЗЫКАЛЬНАЯ) г)род имени существительного Под ольхой в тени ветвей Ёж созвал своих друзей. Усадил их всех на кочку, Дал росы им по глоточку. Но внезапно за бугром Громкий-громкий грянул гром. Гости все свалились с кочки, Разлетелись на кусочки. Вам не сложно угадать? Помогите их собрать! На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? -Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду. Дети: Женский род запомню я и скажу: “Она моя”. И запомню род мужской. Но теперь скажу: “Он мой”. Средний род: “Оно моё” – это правило твоё. Запишите слова в 3 столбика, дополните каждый столбик своим словом. (проверка)
Приклейте лучик Вот мы и изготовили себе помощника на уроки русского языка. Рассмотрите свои схемы-опоры. Покажите их мне и гостям. Как вы думаете, пригодится вам эта карточка?
|
Оформляют тетради.
Слушают учителя ,
Работают с пословицей по плану.
Дети слушают стихотворение
Отвечают на вопрос.
Формируют тему урока
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы , приклеивают первые лучики на схему
записывают слова в два столбика Кто? Что?
Исправляют ошибки
Отвечают на вопросы
Приклеивают лучик
Составляют слова
Читают стихотворение все вместе Определяют род. записывают в три стольбика и добавляют свои примеры
приклеивают лучик |
ФО Оценивается каллиграфия сигналом светофора
ФО №1 оценивают работу жестами
ФО № 2 Дескрипторы: 1. прочитал 2.нашел ошибки 3. исправил имена собственные
ФО №3 по образцу |
Пословица разделена на части
Слова отгадки
Макет схемы , лучики, клей
Карточки с заданием
|
Конец урока 41-45 мин |
Итог урока.. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1. Вот и кончился урок, Подвести пора итог. Настроенье каково? (Во!) Все такого мнения? (Да!) Все без исключения? (Да!) 2. Оцените свою работу на уроке маленьким солнышком. мне было легко - Было немного трудно - Ничего не понял - - Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Давайте закончим наш урок стихотворением Читают ученики Имя Существительное, мы с тобой дружны. Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное. Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало. Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
|
Дети отвечают на вопросы. Проводят самооценку работы на уроке. |
|
картинки
|
I. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Учитель: О какой части речи это стихотворение?
Слайд 2.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите?
Кролик, роза, утюг, спортсмен, врач, машина, часы, мяч.
На какие 2 группы можем поделить слова?
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Слайд 3.
Учитель: Что вы знаете об имени существительном?
Дети: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.
Учитель: Для чего следует изучать имена существительные?
Дети: Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи.
Учитель: Мы сегодня будем повторять и закреплять знания об имени существительном, выявлять знатоков этой части речи.
Обобщение и систематизация знаний.
Слайд 4.
Задание № 1. (Слова написаны с ошибками)
Праздник, вюга, заиц, марос, встречя, девачька.
Учитель: Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать?
Дети: Есть слова, которые отвечают на вопрос что? и слова, которые отвечают на вопрос кто? Некоторые слова написаны с ошибками.
Учитель: Исправьте ошибки, объяснив орфограммы.
Какое задание можно придумать с этими словами?
Дети: Разделить на группы.
Учитель: А теперь сели красиво, правильно.
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
На «отлично» напишу.
Запись слов в тетради без ошибок, распределив на 2 группы.
Устно составить предложение с одним из слов, лучшее записать, выделив основу предложения.
Слайд 5.
Задание № 2. «Найди меня».
Учитель: Перед вами слова. Вам необходимо из данных слов выписать имена существительные, дописав 1-2 свои примеры.
Берег, плывет, веселый, сад, растет, пчела, вишня, кричит, огород, звенит, прекрасный, солнце, бежит, ненастный, роза, быстро, стоит, цветут, радостный, грустный, стол.
Слайд 6.
Учитель: Вспомните, что вы знаете об одушевленных существительных?
… неодушевленных?
Дети вспоминают правило, приводят примеры.
Слайд 7.
Задание № 3.
Учитель: Вы уже знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Какие же это рода?
Дети.: Это существительные женского, мужского, среднего рода.
Учитель: Давайте вспомним с вами наше стихотворение.
Дети читают:
Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.
Средний род: “Оно моё” – это правило твоё.
Учитель: А теперь вам нужно верно распределить имена существительные на 3 группы. Как вы это сделаете?
Шкаф, ученик, парта, петух, книга, девочка, кот, пальто, лисица, сорока, капуста, воробей.
Дети записывают их в 3 столбика, дописывая в каждый столбик по 2 своих примера.
Учитель: Найти и подчеркнуть одной чертой словарные слова.
Учитель: Пока ребята выполняют задание № 3, Вова, Алина, Алеша и Влад получают другие задания.
Тест № 1.
Найди лишнее существительное, подчеркни.
Какао, облако, озеро, поле, пирог.
Конь, пень, огонь, олень, тень.
Тест № 2.
Найди неодушевленные существительные среднего рода.
Эхо, экран, топливо, вагон, пение, яблоко, чучело, шоколад, ягненок.
Учитель: Устали? А теперь немножко отдохнем.
Физминутка.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Слайд 8.
Задание № 4. Подумай и дополни названия:
страна -….,
город -...,
имя (свое) -…,
кличка (животного) -….,
река -…,
село -…
Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются слова правого столбика от слов левого столбика?
Дети: Собственные имена существительные и нарицательные.
Учитель: Давайте запишем 3 словосочетания. Выделите орфограммы. Имена собственные подчеркните одной чертой.
Собака Жучка, страна Россия, река Кирпили.
Учитель: Как еще изменяются имена существительные?
Дети: Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа.
Физминутка.
Учитель: А теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите имена существительные во множественном числе, будете хлопать, а если в единственном, то топать.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Учитель: Какие существительные во множественном числе вы услышали в стихотворении?
Дети: Лужицы, зяблики, яблоки, снегири.
Учитель: Образуйте единственное число этих слов. (Устно)
Слайд 9.
Задание № 5. Запиши имена существительные во множественном числе.
Чашка, карандаш, стриж, пенал, цветок, малыш, день, тетрадь.
Учитель: В каком числе данные имена существительные? Ваша задача - записать данные имена существительные во множественном числе. Найди в словах опасные места. Подчеркни их.
Учитель: Пока ребята выполняют задание № 5, Вова, Алина, Алеша и Влад получают другие задания.
Тест № 3.
Найди предложения с ошибками; у существительных определи число.
Показался на поляной медведь.
Наступило весеннее утром.
Полетели за меду пчелы.
Тест № 4.
Раздели слова на 3 группы: Ж.р., М.р., Ср. р.
Шаль, рояль, кенгуру, кофе, шасси, домино, брюки, пальто, шимпанзе, ножницы.
- Назови те слова, которые могут изменяться по числам.
Итог урока, домашнее задание.
Слайд 11.
Учитель: Прочитайте данные слова.
Праздник, снегопады, Снегурочка, вьюга, холода, дети, друзья, дедушка, яблоко, подарки, санки.
Учитель: С каким праздником они связаны?
Дети: С Новым годом.
Учитель: Перед вами текст, который вы выполните дома, дополнив его данными словами или своими:
… наконец-то начался. Все … собрались, их не остановили даже злая …, … и … . … смотрят в окно. Где же …? Олени привезли ее в расписных … . … Мороз раздал всем … . Каждый нашел там сладкое … .
Учитель: Каким членом предложения могут быть имена существительные?
Дети: Подлежащим или второстепенным членом предложения.
Вывод: в предложении существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.
Слайд 12.
Игра «Договори словечко»
имя существительное -…,
обозначает -…,
отвечает на вопросы -…,
бывает -…,
в предложении является -…
Сегодня на уроке мы выполнили много заданий. Повторили, закрепили знания об имени Существительном. Теперь настал момент выявить лучшего знатока.