Пути повышения качества знаний
на уроках истории Казахстана
«Наша молодежь должна учиться,
овладевать новыми знаниями,
обретать новейшие навыки, умело,
и эффективно использовать знания
и технологии в повседневной жизни».
Н.Назарбаев
Современный мир не стоит на месте, а каждый день меняется, заставляя меняться и человека. Сейчас обществу нужны люди, способные приобретать, развивать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями. Именно поэтому вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, ведь именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Модель образования ХХI века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Современное преподавание истории Казахстана – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологиях обучения.
На сегодняшний день определён обязательный минимум содержания исторического и образования выпускников школы. Постепенно складывается представление о том, что делать на уроках истории Казахстана, чему обучать, как преподавать и обучать, как учить и учиться.
Исследовательская часть
В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» знания и профессиональные навыки названы ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».
Задача, поставленная Главой государства перед педагогами страны, – обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан Казахстана. А это возможно при условии модернизации методик преподавания. В первую очередь необходимо изменить сознание учителя, изменить понимание его роли в классе. Современный учитель – это помощник, друг, помогающий ученикам, направляющий их в поиске знаний, а вовсе не энциклопедия или истина в последней инстанции.
Изучив программу 3 базового уровня курсов повышения квалификации «Орлеу» внесла в программу обучения коррективы:
1. Основные методические инновации связаны с применением модуля «Новые подходы в обучении», позволяющий взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Применение данного модуля на уроках истории Казахстана позволило стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.
Таким образом, модуль «Новые подходы» позволил мне развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.
2. Работа в группах.
Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов.
К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.
Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учитель становится координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий учитель наблюдает за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задает наводящие вопросы, требует прояснить отдельные моменты, рекомендует четче формулировать выводы. Но ни в коем случае, подойдя, к группе, нельзя подсказывать, диктовать, следует лишь направлять ее поиск.
Использование метода группового обучения на уроках истории весьма эффективна, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся.
3. Игра.
Следующий метод, используемый на уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если раньше на уроках преуспевал ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем может стать и тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.
4. Модуль «Развитие критического мышления» базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
5. Написание синквейна и кластера.
На уроках истории на этапе рефлексии, обобщения можно применять метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам.
Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия.
Кластер также дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно
6. Уроки с применением ИКТ
Формировать у учащихся информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, презентаций, видеороликов. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. Использование новых электронных средств обучения освобождает учителя от обязанности быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.
Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, – основной источник информации для учеников. При этом использование электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении.
Основные дидактические возможности аудиозаписи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиозаписи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий получить самую разнообразную информацию о ходе исторических битв, военных походах и сражениях и т.д.
7. Дискуссия.
Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся развито еще слабо.
Приёмы повышения качества знаний учащихся на уроках истории Казахстана
Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания , т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия.
Приёмы изучения фактического материала:
образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности;
ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.
Приёмы изучения теоретического материала:
объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений.
рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставится вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.
Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.
Приёмы изучения хронологии:
основные даты связанные с главными фактами, например, первое упоминание о Казахском ханстве (1465), обретение независимости РК (1991);
опорные даты, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 (поход Тохтамыша)
«лента времени» способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в 5-6 классах) обратный счёт лет
( до н. э.). Например, 55 г.до н.э.- деление гуннов на северных и южных и 1867г.- реформы в Казахстане.
hello_html_2d2985a9.gifhello_html_m6c7aadf8.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif776 55 0 1867 1861 1917
hello_html_m701a6283.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif
до новой эры новая эра
линия времени
хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1822, 1824, 1845, 1867-1868 – реформы в Казахстане;
календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий.
Приёмы работы с документом:
Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа;
Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа;
Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.
Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.
Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, цементирует изученный материал.
Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яркий образ прошлого.
Приёмы использования исторической карты:
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.
Приёмы обучения по опорным сигналам:
Опорные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал. Опорными сигналами (ОС), можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме. Например, ОС по теме «Национально-освободительное движение 1916 года»hello_html_m311f0002.gif
Приёмы проверки знаний и умений учащихся:
письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов).
Применяя на практике вышеуказанные методы и приемы добилась активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и как следствие повышения качества и успеваемости учащихся на уроках истории.
Заключение
Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
Педагогика сотрудничества - направленность педагогического процесса на индивидуальное развитие нравственных и творческих качеств личности учащихся. Основа учебной деятельности - обучение учащихся методам и формам самообразования и самовоспитания, в процессе преимущественного выполнения творческих заданий. В этой модели обучения главное внимание уделяется развитию нравственных и творческих качеств личности за счет дифференцированного подхода с учетом интересов, возможностей и способностей учащихся.
Всем известно, что успешное обучение и воспитание возможно только тогда, когда отношения между педагогом и учащимися носят демократический характер. Демократизация отношений между педагогами и детьми является первым главным условием перехода к сотрудничеству. Если эта работа не будет сделана, то выполнение других условий просто невозможно.
Поэтому, я считаю, что для достижения благоприятной атмосферы сотрудничества необходимо, чтобы в классе были демократические отношения как между учителем и учениками, так и между учениками. Но для достижения необходимо применять новые положения: уделять внимание формированию навыков, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление.
Необходимо развитие умений по темам для каждого класса и в идеале для каждого ученика. Если в процессе обучения основное внимание учителя обращается на развитие умений самообразования, то и учебная самостоятельность детей не заставит себя долго ждать. С достижением этого и начнется сотрудничество - учитель направляет, консультирует и контролирует, дети самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают.
Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.