Внеклассное мероприятие по истории
Казахстана
«Знатоки истории»
Цель:
-образовательная: Углубить и
закрепить знания учащихся по истории Казахстана; способствовать формированию
ключевых компетенций учащихся
-развивающая: Способствовать развитию понятийного аппарата, монологической речи
учащихся, творческих способностей, умений сопоставлять дату с событием,
работать с дополнительными источниками информации (информационные компетенции),
коммуникативных способностей, навыков письменной речи, умений рассуждать,
делать выводы.
-воспитательная: Воспитывать интерес к предмету через использование современных
педагогических технологий и ИКТ; воспитание чувства патриотизма, любви к
Родине, гордости за историческое прошлое, настоящее и светлое будущее народов
Казахстана.
Методы и приёмы: словесный (беседа,
консультация), наглядный практический (творческие задания, кроссворды),
проблемный; эссе, авторский стул.
Форма: игра.
Оборудование: интерактивное
оборудование, карта Казахстана, магнитные листы с заданиями, портреты
исторических персоналий, иллюстрации казахстанских памятников, раздаточный
материал (кроссворды), оценочные листы с критериями, номера групп, небольшие
призы, грамоты.
Целевая аудитория: учащиеся 8, 9 классов.
Ход мероприятия.
1. Организационный этап.
Приветствие. Психологический настрой учащихся.
Древний философ Казтуган-жырау когда-то произнес сокровенные слова: «Степная
земля бесконечна, как время…». Действительно, наша земля велика и просторна.
Раскинулись ее огромные просторы от Иртыша – на востоке до Каспия – на западе.
Самолету, чтобы пролететь Казахстан с запада на восток, потребуется десять
часов. Почти вся территория Европы может разместиться на карте нашей страны. Не
менее величественна и наша многовековая история…
2.Вводно– мотивационный этап.
Сегодня мы с вами собрались на конкурсе знатоков истории Казахстана. Мы
вспомним, какие этапы в своем развитии прошел Казахстан, и попробуем заглянуть
в его будущее.
В качестве жюри конкурса приглашены:_______________________________________________________
Представление команд.
В конкурсе принимают участие 2 команды,
представители 8 и 9 классов.
3. Визитная карточка.
Визитная каточка состоит из 3 этапов: название команд, девиз, символ
команды. Оценивается в 5 баллов.
И так, мы начинаем. Ни пуха, ни пера!
Капитаны команд, предлагаю вам выбрать название для своей команды (названия
команд находятся в конвертах).
1. Задание командам: объяснить
название команды.
-Что такое «Уран»? (боевой клич)
Задание командам: придумать свой
боевой клич соответственно названию команды.
- Что такое «Тамга»? (знак, символ рода)
Задание командам: командам
предлагается изобразить тамгу своей команды.
-Молодцы! Вы хорошо справились с Визиткой!
4. Разминка.
Каждая команда получает венгерский кроссворд, в котором зашифрованы слова. На задание дается 5 минут. За каждый
правильный ответ группа получает 1 балл (максимально за кроссворд – 3 балла).
5.Поднимись по лестнице.
1 тур. Древний Казахстан.
Инсценировка
1 группа. Жизнь первобытных
людей.
2 группа. Религиозные представления первобытных людей.
2 тур. Современный Казахстан.
1. Великие личности казахского народа и достопримечательности.
Каждая команда получает свое задание в конверте. (В конверте лежат 4 картинки и вопросы к ним)
Конверт для 1 команды.
Иллюстрации: Байтерек, мавзолей Ахмета Яссауи, Абулхаир, Космодром Байконур Вопросы:
1. Байтерек
Этот памятник посвящен древней казахской легенде о мировом древе и волшебной
птице Самрук. Его высота – 91 метр, символична. Он является шедевром
современной архитектуры и украшает нынешнюю столицу.
2 Мавзолей Ахмета Яссауи
Это величественное здание с XV века так и осталось недостроенным. Оно поражает
своими размерами – высота его почти с 12-этажный дом, толщина стен доходит до
трех метров. Оно – святыня казахского народа, но строить его приказал не
казахский правитель. Чтобы прикоснуться к святости, многие казахские ханы
приказывали хоронить себя у этого здания. Здесь покоится прах Есим-хана,
Абылай-хана, Казыбек бия и др. Этот памятник включен в Красную книгу ЮНЕСКО.
3 Абулхаир
К этому казахскому хану глава Джунгарского ханства Галдан Церен дважды
обращался с тем, чтобы хан выдал свою дочь за наследника джунгарского престола.
В 1738 году при встрече с «отцом русской истории» Василием Татищевым он сказал:
«Человек живет в свете и детьми память о себе оставляет, но сия память и скоту
равна, а честь, приобретенная человеком, вовеки не умирает».
Он вел интенсивную переписку с хивинскими и башкирскими правителями, персидским
шахом. До нашего времени дошел его настоящий портрет, выполненный немецким
путешественником. Назовите этого хана.
4. Космодром Байконур «Космическая
гавань» на территории Казахстана.
Конверт для 2 команды.
Иллюстрации: Монумент Независимости, памятник Коркыту, Моде, мавзолей Айша
– Биби Вопросы:
1 Монумент Независимости
Символом современной суверенности (независимости) стало красивое и грациозное
животное – снежный барс и гордая степная птица – беркут. В каком памятнике
современным скульпторам удалось объединить эти символы прошлого и настоящего?
2 Памятник Коркыту
Этот памятник установлен в 1980 году на холме недалеко от Кызыл-орды. Его
высота 8 метров.
Когда-то в Древнем Египте стояла статуя, которая на рассвете «пела» – издавала
звуки. Секрет поющей статуи был раскрыт, но после этого петь она перестала.
Архитектор Ибраев посвятил свой памятник великому композитору – он тоже «поет»
в ветреную погоду, издавая звуки, напоминающие мелодию кобыза. Кому посвящен
этот памятник?
3 Модэ
Великий шаньюй гуннов, объединяя племена и покоряя народы, однажды совершил
поступок, который до сих пор считается символом государственного мышления.
Враги, сомневаясь в его силе, просили у него поочереди любимого коня, затем
жену и, наконец, маленький клочок бесплодной земли. Когда дело дошло до
последнего, шаньюй рассердился, собрал войско и разгромил своих дерзких врагов.
Как его звали?
4. Мавзолей Айша-Биби
Этот архитектурный памятник сооружен в XII веке и находится недалеко от города
Тараза. Он посвящен любимой девушке знаменитого Карахана. С этим памятником
связана одна легенда, о том, что «наша» героиня отправилась к своему
возлюбленному, но им не суждено было встретиться. В пути девушку укусила змея.
Сейчас она причислена к лику святых. Как называется памятник?
6. Творческий конкурс.
Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение, посвященное Республике
Казахстан.
Оценивается максимум в 5 баллов.
7. Авторский стул.
«Каким я вижу Казахстан в будущем».
Каждая команда пишет небольшое эссе на заданную тему. Время на задание -3
минут. По окончании времени команда зачитывает свою работу.
Жюри оценивает максимум в 10 баллов.
8. Подведение итогов.
Жюри подсчитывают баллы. Награждение победителей.