Внеклассное мероприятие по
самопознанию
«Доброта-
солнце, согревающее сердце человека».
Цель урока: формирование
представлений о доброте как ценности человеческого общения.
Цель деятельности учителя: расширять
представление об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.
Цель для ученика: иметь
представление о ценности доброты.
Задачи урока:
1. Обучающие. Формировать
умение давать нравственную оценку поступкам и обосновывать свои суждения;
2. Развивающие.
Развивать критическое мышление, способность анализировать, обобщать;
3. Воспитательные. Воспитывать
стремление совершать добрые и честные поступки.
Ресурсы: Электронная
физминутка "Добрая", мультфильм, стикеры, плакат "Тучка", листы
А4, фломастеры.
Ход
урока
I. Вводно - мотивационный этап:
1. Психологический настрой.
- Подготовка к уроку.
Поприветствуем, друг друга доброй улыбкой
и скажем все вместе эти замечательные слова:
У меня мысли добрые!
У меня сердце доброе!
Мои дела добрые!
Я иду дорогою добра!
2. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете что мы сегодня будем
делать на уроке?
- Чего вы хотите достичь сегодня на уроке?
- Чему вы хотите научиться сегодня на
уроке?
3. Актуализация опорных знаний:
Повторение.
Вспомните, о каких духовных ценностях
человека мы говорили на уроках? (доброта, милосердие, доброжелательность,
честность, ответственность)
На листочках напишите, какое из указанных качеств вы больше всего цените в
своих одноклассниках, друзьях.
Вывод: каждый человек мечтает,
чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким
же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие,
забота и другие хорошие качества.
И сегодня на уроке мы продолжаем разговор о добрых поступках. Мы с вами должны
ответить на вопрос: В чем выражается доброта?
Понятие «доброта» вам поможет раскрыть
стихотворение, которое так и называется »Доброта».
Чтение
стихотворения.
1. Добрым быть совсем просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
4. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
-В каждом из вас есть маленькое солнце.
Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как
солнце.
Электронная физминутка
"Добрая".
II. Операционно - познавательный этап:
1. Минутка тишины.
Давайте представим, что находимся в горах.
Раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и
прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Ласковый
ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся
добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность,
четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, любви, добра.
2. Беседа.
Сказка о цыпленке.
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое
доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь,» - сказала мама. Но цыпленок
был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы
найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти
потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что
такое доброта.» И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая
пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне,
пожалуйста, достать шарик,» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал
цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта.
Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже.» - попросил
цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и
сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.
- Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В
чем выражается доброта?
- Почему необходимо быть добрым?
Вывод: доброта – это забота о
благе других. Быть добрым, значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле.
Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым,
значит заботиться о людях и обо все окружающем не меньше, чем о себе самом.
Каких сказочных героев вы считаете
добрыми?
Давайте мы с вами посмотрим мультфильм о
доброте к людям и не только к ним.
Мультфильм "Лунтик
"Мороз"".
Обсуждение мультфильма.
Вывод: нельзя по одному
поступку судить о человеке. Все мы совершаем разные поступки – хорошие и не
очень, но нужно стремиться поступать благородно, проявлять искренность и
честность во взаимоотношениях с людьми.
- Какие поступки вы могли бы назвать хорошими?
- какие поступки вам не нравятся?
- Как окружающие относятся к вашим плохим поступкам?
3. Разминка. «Хорошо или плохо»
Хорошее качество – хлопаете в ладоши. Плохое – руки прячете за спину и
отрицательно качаете головой
- всегда помогает маме;
- делает зимой для птиц кормушки;
- всегда чувствует, кому нужна помощь;
- стреляет в птиц из рогатки;
- помогает ухаживать за младшей сестренкой;
- не оказывает помощь в трудную минуту;
- каждый день ходит за покупками для бабушки;
- выполняет добросовестно свои обязанности.
4. Сценка.
- Ребята, посмотрите!
Появилась грустная тучка. Интересно, почему она здесь? Никто не догадался?
Наверное, потому, что в нашем классе не всегда всё гладко, иногда ребята
обижают друг друга, употребляют грубые слова. Однажды я шла по коридору и
услышала разговор о вежливости учеников одного из классов нашей школы. Ребята
стояли и спорили.
Сценка:
1 – Вот, например, если я сижу в автобусе,
а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
2 – Это каждый дурак знает!
3 – А ещё надо сказать: «Садитесь.
Пожалуйста!» - Поняла, ворона?
4 – Ты что, с приветом?
5 – Надо сказать этой старушке: «Будьте
любезны, садитесь, пожалуйста!»
6 – Понятно! А так она и не захочет
садиться на твоё дурацкое место.
7 – Да пока ты будешь говорить свои ослиные
речи, старушка может вообще выйти из автобуса!
Учитель: - Что вам не понравилось в
разговоре о вежливости? Не употребляйте такие слова и выражения! Ребята, а что
нужно вспомнить, когда хочется сказать или уже сказали грубое слово (ответы
детей)? Да, нужно вспомнить доброе вежливое слово. Тогда не будет у нас такой
грустной тучки. Есть очень красивая пословица. Я её нашла в « Книге мудрых
мыслей».
( Каждое слово пословицы написано на
облачках).
Доброе слово человеку, что дождь в
засуху.
- Объясните смысл пословицы. Давайте и мы
вспомним добрые, вежливые, волшебные слова. У каждого из вас на столе лежит
маленькое солнышко. Напишите на нём самое любимое ваше вежливое слово. Можете
закрыть эту грустную тучку нашими добрыми солнышками.
-Какие слова написали? Давайте стараться
употреблять эти слова как можно чаще и тогда ни одна плачущая тучка не залетит
в наш класс (снять тучку).
6. Творческая работа. (Дети разукрашивают
рисунок доброты яркими карандашами)
III. Контрольно - оценочный этап:
1. Обобщающая беседа
Обобщение.
Так в чем выражается доброта?
• В добром слове
• Доброжелательном отношении
• Честных поступках
Вывод: в каждом из нас есть
искорка доброты. Она, как маленькое солнышко, освещает все вокруг, согревает,
делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности,
трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее.
Закончить наш урок предлагаю песней очень
доброго героя мультфильма, песней кота Леопольда «Если
добрый ты…».